Про пластичну антропологічну реконструкцію особи по черепу або про метод М.М. Герасимова
«Признание метода антропологической реконструкции,
разработанного М.М.Герасимовым, явилось данью его таланту
не только как ученого, но и как художника.
Свойственная М.М.Герасимову удивительная наблюдательность, позволила учитывать всю гамму тонких взаимосвязей между формой черепа и формой лица.»
Г.В.Лебединская, 1998 г.
Антропологическая (пластическая или скульптурная) реконструкция лица по черепу (АРЛЧ) – или метод М.М.Герасимова является научно обоснованной методикой позволяющей восстанавливать индивидуальный облик лица человека (и головы в целом) на основе сохранившегося черепа путем добавления искусственных пластиковых масс определенной толщины (установленных эмпирическим путем) в области проекции на черепе ключевых краниометрических точек.
С момента ее научного обоснования и введения в практику антропологии, криминалистики и морфологии М.М.Герасимовым в 1938 г., АРЛЧ становится, по сути, отдельным специальным разделом антропологической науки, с каждым годом расширяющим область исследования и прикладного использования.
Методологической основой АРЛЧ является принцип М.М.Герасимова состоящий из трех основных положений:
1) Существования четких корреляций между высотой расположения мягких тканей головы и индивидуальным рельефом черепа человека;
2) Принципиальной возможности эмпирического определения этих корреляций и высот (толщин) мягких тканей;
3) ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ создания ОБЪЕКТИВНОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОРТРЕТА человека по черепу.
О методиках определения корреляций между мягкими тканями и костной основой головы человека, используемых в антропологической реконструкции лица.
На заре становления АПЛЧ за рубежом и в СССР определение толщин-констант мягких тканей над проекционными точками на черепе эмпирически проводились с помощью анатомического, а затем рентгенологического методов.
В дальнейшем под руководством Г.В. Лебединской в Лаборатории антропологической реконструкции Института Этнологии и Антропологии АН СССР (г. Москва) для изучения корреляций мягких тканей лица и головы с костной основой был использован метод стереофотограмметрии, измерения проводились по специально разработанной программе, учитывающей расовые, половые и возрастные особенности.
Получен необходимый в количественном отношении материал, статистический анализ которого выявил не только комплексы взаимосвязанных признаков лица и черепа, одинаково присущих как европеоидным так и монголоидным популяциям, но и определил общие тенденции возрастных изменений. (Балуева, Лебединская, 1991).
Параллельно программе изучения корреляций с использованием стереофотограмметрии, использованной в Лаборатории антропологической реконструкции в г. Москве, сотрудники кафедры Систем автоматизации проектирования Алтайского политехнического института разработали собственную программу изучения лица человека и ее математического описания (Козлов,1991).
При этом лицо человека рассматривалось как сложная скульптурная поверхность с позиций инженерной геометрии. Для построение математической модели лица совместно с Лабораторией антропологической реконструкцией были выделены локальные области на поверхности лица, имеющие анатомическую и геометрическую целостность.
Всего было выделено 11 областей. Позже по этим областям создавалось математическое описание: используя множество точек (для которых известны их декартовы координаты), по ним создавались некие новые поверхности близкие к рассматриваемым, но уже имевшие математическое описание.
Одним из подходов, к решению поставленной задачи построения поверхности является использование параметрических сплайнов в специальном алгоритме (Завьялов и др., 1980), вид сплайна определяется только требованиями к приближению: гладкостью, точностью, временем счета (Козлов, 1991).
«Полученное таким образом множество точек на искомой поверхности в общем случае не составляет криволинейного каркаса, даже если исходные точки лежат на линейном каркасе» – указывает Л.А. Козлов. – «Поэтому после получения набора исходных точек, необходимо осуществить построение линейного каркаса» (Козлов, 1991).
В дальнейшем, эмпирически полученные множества точек, описывающих определенные области лица, исходные данные, включающие кодирование координат поверхности черепа, их первичная обработка вместе с банком краниометрических данных накопленных Лабораторией вводились в ЭВМ с помощью специально разработанного программного обеспечения для обработки и результатов и получения на выходе на экране двух и трехмерного изображения лица.*
Интересна также новаторская попытка специалистов Алтайского политехнического института связать эту компьютерную программу по моделированию лица со станками с ЧПУ таким образом, что полученные в результате работы программы координаты реконструированного лица передавались на программу фрезерного т станка с ЧПУ, что позволяло изготовлять плазированную модель как черепа так и компьютерной реконструкции.
Интересно, что основные идеи школы Алтайского политехнического института относительно получения математически обоснованных моделей лиц и копий черепов с помощью метода промышленной стереофотограмметрии, разработанные еще в 1975-1991 года и описанные в работах Завьялова Ю.С.,Квасова Б.И.,Козлова Л.А. и др. не утратили актуальности и по сей день, несмотря на значительное развитие технологий в целом и програмного обеспечения в частности.
Так, в 2000 г. в г. Труа, в Технологическом институте французские колеги с гордостью продемонстрировали автору фрезерный станок, программное обеспечение которого позволяло ему с максимальной точностью вырезать на заготовке из пластика копии скульптурних фигур, координаты поверхностей областей которых задавались достаточно быстро после лазерного трехмерного сканирования образцов.
В принципе, это была реализованная с использованием новых технологий идея предложенная еще в конце 80-х годов инженерами кафедры Систем автоматизации проектирования Алтайского политехнического института в более современном исполнение В настоящее время наука ушла вперед еще дальше.
В частности, возможности компьютерной томографии значительно расширили точность определения кодированных координат на черепе и соответствий им на поверхности лица. Это, конечно же, существенно увеличило точность компьютерных программ для воссоздания лица по черепу. Вместе с тем следует заметить, что, как справедливо замечает Г.В. Лебединская:
«Несмотря на существующие в настоящее время совершенные технические средства, такие как томография и др. получить массовый материал, обследовав различные этнотерриториальные группы населения, часто в отдаленных районах, практически нереально» (Лебединская,2001).
Во всяком случае, дело получения этого массового материала, дело кропотливого и длительного труда многих коллективов антропологов работающих в разных точках мира с различными популяциями и этническими группами.
Отсюда уже накопленные Лабораториями антропологической реконструкции в России, США, Швейцарии, Германии и др. странах базы данных – величины корреляций и координаты кодированных точек на черепе продолжают оставаться актуальным и ценным подспорьем для специалистов, работающим в области антропологической реконструкции лица и в наше время.
После того как реконструкция по методу М.М.Герасимова или АРЛЧ получила всемирное признание ученые разных стран наряду с исследовательскими программами предложили несколько способов его практического использования.
В основу были взяты разные методологические подходы, отражавшие предпочтения тех или иных научных центров по принципу последовательности воссоздания наружных очертаний лица человека по черепу.
Так, в частности, Российская школа реконструкции М.М.Герасимова традиционно базируется на топографоанатомической методике построения лица, школа реконструкции США и Японии отдала предпочтение анатомической методике, школа реконструкции Канады вначале использовала патологоанатомическую методику (считая ее более строгой и объективной), в настоящее время также перешла к анатомической методике.
* – В различных антропологических и криминалистических школах для воссоздания лица по черепу используется разное количество точек. Так, например, североамериканская школа (преимущественно США) и японская школа используют при реконструкции лица и идентификации лица человека – от 18 точек лица (Mineo Yoshino, Hideaki Matsuda, Satoshi Kubota, Kazuhiko Imaizumi, Sachio Miyasaka. Computer-Assisted Facial Image Identification System. – Paper presented at the 9th Biennial Meeting of the International Association for Craniofacial Identification. FBI, Washington, DC, July 24, 2000. http://www.fbi.gov/about-us/cjis ).
В российской школе антропологической реконструкции лица (школа М.М.Герасимова) используется – от 20 точек.
О методиках практической реализации метода антропологической реконструкции лица по черепу (о скульптурной (пластической или мануальной) реконструкции и о компьютерной реконструкции)
I. Cкульптурная (пластическая или мануальная) антропологическая реконструкция – Forensic Artistic skull reconstruction
Топографо-анатомический метод предполагает установление над точками координатами столбиков-ориентиров установленных толщин всех видов мягких тканей расположенных в данной области лица. С последуюшим выстраиванием паралельних и перпендикулярних хорд, дающих в итоге достаточно точные ориентиры границ наружных очертаний лица и головы. (Рис. 1.,2, 3 примеры).
Анатомический метод также предполагает установление над точками координатами столбиков-ориентиров установленных толщин всех видов мягких тканей расположенных в данной области лица, паралельно с этим моделируются согласно анатомической локализации основные внутренние группы мышц, клетчаточных пространств и желез. В дальнейшем создается сетка паралельних и перпендикулярних хорд как и при топографоанатомическом методе. (Рис. 4, 5, 6. – примеры).
Патологоанатомический метод, использованный одно время канадскими специалистами, мы называем так, потому что он отличается от первых двух методов тем, что в результате реконструкции получается лицо умершего человека, с характерними признаками мацерации тканей и снижения их тургора. К сожалению, автор не располагает точними даннями методики построения лица по этой методике.
Но такой результат некоторый реконструкцій из Канады (рис.) позволяет предполагать, что канадские ученые тканей, полученные эмпирически в результате измерения у трупов. Однако, следует заметить, что впоследствии современные кандские антропологи – реконструкторы стали использовать анатомический метод. Анатомический метод используют в работе также японские антропологи – реконструкторы.
Примеры эволюции направлений в реконструкции: от патологоанатомической скульптурной методики к анатомической скульптурной методике и компьютерному 2D и 3D моделирования на примере Канадской школы антропологической реконструкции
II. Компьютерная двумерная и трехмерная антропологическая реконструкция лица по черепу – Facial reconstruction from skull using 2-D, 3-D computer graphics
Вторая половина XX века ознаменовалась активным применением ЭВМ в науке и промышленности. Компьютер стал верным и надежным помощником исследователей практически во всех сферах и направлениях научного знания и поиска.
Вместе с тем, как всегда при внедрении нового метода не обошлось и без преувеличений и даже в какой то мере абсолютизации и фетишизации компьютера и программного обеспечения, которому поспешили приписать практическую непогрешимость и некую сверх объективность научных заключений, забывая о том, что в конечном итоге, это все же машина, созданная человеком, и программы для нее то же пишутся теми же людьми.
Не обошла эпоха увлечения «объективностью и непредвзятостью» компьютера и дело антропологической реконструкции. Стали активно создаваться программы для сканирования точек – координат на черепе и автоматического реконструирования лиц по ним.
Предполагалось, что данные программы упростят дело реконструкции и позволят создавать объективные индивидуальные портреты любому даже не подготовленному в области антропологической реконструкции человеку, просто владеющего навыками работы с компьютером и специальной программой. Был проигнорирован очевидный факт, что компьютер и компьютерная программа – всего лишь удобный инструмент один…из многих, пригодный для решения научной задачи.
Но для владения им и эффективного использования может быть привлечен не каждый человек, а лишь специалист, имеющий основательную базовую подготовку в деле реконструкции, криминалистики, анатомии и скульптуры.
Таким образом, простым научным аксессуаром, каковым есть любой инструмент и прибор в науке, попытались подменить человека-исследователя, конечно же, с благой целью избавиться от «субъективного влияния его личности» на объект исследования. Такая тенденция, ошибочная априори, автоматически поставила под сомнение объективность и научную достоверность реконструкций выполненных мануальным способом и в частности, работы даже самого основоположника научного метода индивидуальной портретной реконструкции М.М.Герасимова.
Забавно то, что апологеты истинности и научности только компьютерных технологий в деле реконструкции, не ставят под сомнения научность и объективность других базовых научных методов и открытий, совершенных гениями человечества (Архимед, Евклид, Пифагор, Ньютон, Лейбниц) в докомпьютерную эпоху.
Впрочем, жизнь и научная практика постепенно все расставила на свои места. И современное научное сообщество пришло к вполне здравому выводу о неверности противопоставления компьютерной и мануальной или скульптурной методики реконструкции. Вместо этого все больше и больше ученых и криминалистов в своих работах эффективно применяет достоинства и того и другого метода, получая хорошие результаты именно от комплексного подхода к исполнению реконструкции.
Это особенно заметно в работах ученых и судебных скульпторов из США, Канады, Великобритании, о которых мы скажем ниже. Вместе с тем, еще в некоторых кругах еще остались специалисты абсолютизирующие «объективность компьютерной реконструкции» и упорно отрицающие адекватность скульптурной реконструкции.
Как правило, круг этот сужается с годами потому что наверное общим качеством людей придерживающей исключительно этой точки зрения есть мастерское владение компьютером и полная беспомощность в работе с пластическими материалами. Новое поколение ученых приходящих в эту профессию как правило имеют способности к скульптурной работе, необходимые знания анатомии и обучившись использованию компьютерных программ способны работать в обоих техниках.
В настоящее время чисто эмпирически трудами многих западных ученых найдено весьма удачное и гармоничное применение компьютерных технологий в деле антропологической реконструкции на мой взгляд более перспективное и практичное чем бесплодное противопоставление точности компьютерной 3D реконструкции и мануальной скульптурной реконструкцией по методу М.М.Герасимова.
Так, благодаря более высокой точности сканирования очертаний черепа сквозь мягкие ткани с помощью МРТ-технологий, ученые получили возможность получать двумерные и трехмерные виртуальные изображения черепов у живых людей, а также черепов у трупов с сохранившимися мацерированными тканями (в частности мумий).
Это открыло перед реконструкцией новые возможности :
1) проведения контрольных работ при подготовке специалистов в области реконструкции, и 2) создания реконструкций облика людей из таких древних культур как культуры Древних Египта и Перу и мн. Других, мумии которых сохранялись десятилетиями в коллекциях многих известных музеев мира.
С помощью компьютерных технологий появилась возможность практически осуществить ряд последовательных технологических операций позволяющих на выходе получить точную копию в пластике черепов мумий, не разрушая мягкие ткани последних.
И уже по этим черепам с помощью моделирования мануальным (скульптурным) методом, используя систему воссоздавать документальные портретные скульптурные реконструкции людей из цивилизаций Древнего Египта, Перу и др. Таким образом, как мы видим в данном случае компьютер и антрополог-скульптор работают в тесном и дружественном сотрудничестве и прекрасно дополняют друг друга.
Очень хорошее представление об этом неантагонистическом сотрудничестве классической скульптурной (артистической) работы антрополога-реконструктора и специалистов в области современных компьютерных технологий дают иллюстрации приведенные на сайте Виктории Ливуд – судебно-медицинского профессионального скульптора (как она себя представляет) из Монреаля (Канада). (http://www.victorialywood.com/Home_Page.html )
Вот так с помощью сканирования головы, получаем компьютерную виртуальную модель копии исследуемого черепа:
Источник: сайт Виктории Ливуд – http://www.victorialywood.com/3-D_Imaging.html
После этого из пластического материала получают любое количество копий исследуемого черепа, в масштабе как 1:1, так и в любых других пропорциях.
Источник: сайт Виктории Ливуд – http://www.victorialywood.com/3-D_Imaging.html
Вместе с тем, любители компьютерных реконструкций, конечно, создают и непосредственно компьютерные реконструкции по виртуальным черепам – копиям знаменитых оригинальных черепов.
Как примеры мы можем привести следующие известные работы:
http://news.bbc.co.uk/2/hi/technology/7591945.stm
http://www.copernicuscodemystery.com/page3/page7/page7.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Восстановление_лица_по_черепу
Наиболее известными представителями и активными сторонниками направления компьютерной реконструкции в мире являются такие ученые: Ubelaker, D.H. , O’Donnell., G Vanezis, P., Blowes, R.W., Linney, A.D., Tan, A.C., Richards, R., Evenhouse R, Rasmussen M, Sadler L., Nelson, Evison. M, L.A. , Miyasaka, S., Yoshino, M., Imaizumi, K. and Seta, S., Н. Matsuda, S. Kubotа, Shahrom, A.W., Chapman, R.C., Gonzales, A., Blenkinsop, C. and Rossi, M.I. и др.
Наиболее известными представителями и активными сторонниками направления мануальной (скульптурной) реконструкции в мире являются такие ученные: М.М.Герасимов, Г.В.Лебединская, Е. Сурнина, (СССР, а затем РФ) Герберт Ульрик (H.Ulrich) (ГДР) , Жигмунт Нидзялек (Z. Nidzialek), Збигнев Райхель (Польша), Витаутас Урбанавичиус (Vytautas Urbanavičius) (Литва), Елена Зламова (Чехия), Хосе Родригес Куэнка (Колумбия), Neave, R., (Великобритания) Агнеш Куштар (Венгрия), Рауль Перро, Клер Дюбуа (Франция), Т.С.Балуева, Е.П.Веселовская, С.А.Никитин (Российская Федерация) и др. Данного направления в реконструкции придерживается и автор статьи.
Длительный диспут сторонников обеих направлений в реконструкции, как известно, привел к появлению третьей группы – сторонников комбинированного подхода – т.е. использования для построения одной реконструкции и методики скульптурной реконструкции (по М.М.Герасимову) и программ для построения виртуального портрета – компьютерной реконструкции.
Наиболее известными представителями этого направления являются : Керолайн Вилкинсон, работавшая вначале в Манчестере (Англия), а затем возглавившая Лабораторию в Университете Данди (Шотландия), и Филипп Фроеш (Philippe Froesch) представивший научному сообществу в июле 2012 года портрет Симона Боливара, на наш взгляд воплотивший в себе лучшие стороны качественного исполнения обеих методов реконструкции лица.
Портрет – реконструкция лица героя Латинской Америки генерала Симона Боливара. Работа Филиппа Фроеша (2010-2012 г.). Реконструкция лица по черепу с использованием комбинированной методики – как компьютерной реконструкции так и мануальной (скульптурной реконструкции.)
Источник:
UAB collaborates in the reconstruction of the face of Simón Bolívar – http://www.uab.es/servlet/Satellite?c=Page&cid=1096476786473&pagename=UAB%2FPage%2FTemplatePlanaDivsNoticiesdetall¬iciaid=1343370344004
Выводы:
В настоящее время антропологическая реконструкция необычайно популярна во всем мире. Последователи всех трех направлений : скульптурного, компьютерного и комбинированного активно работают как в сотрудничестве с историками и археологами, так и с криминалистами и судебно-медицинскими экспертами.
Проводятся конференции, симпозиумы, презентуются новые интересные работы, публикуются новые статьи и монографии, открываются школы, лаборатории, колледжи и Академии по подготовке новых специалистов.
Вместе с тем несмотря на многочисленные успехи в опознании и интерес к методу полицейских всех стран, на законодательном уровне метод, к сожалению не получил желаемой поддержки со стороны законодателей таких влиятельных стран как США, Россия, Великобритания, и др.
Об этом подробнее мы остановимся ниже, однако следует заметить, что сомнения авторитетных законодателей и правительств к сожалению негативно сказываются на развитии метода, и задерживают важные вопросы финансирования новых научных программ с его участием и необходимейших контрольных работ.
Хочется верить, что со временем здоровый здравый смысл как обычно, победит здоровый консерватизм и метод получит всемерную и всемирную поддержку от влиятельных людей современности, что принесет несомненную пользу как научному так и культурному развитию человечества.
Литература:
М.М. Герасимов. Основы восстановление лица по черепу. – Москва: Советская наука, 1949 – 187с илл.: 70 фотографий и рисунков.
М.М. Герасимов «Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек)» – Москва: Академия наук СССР, 1955 – 585 с.
Snow, C.C., Gatliff, B., and McWilliams, K.R. 1970. Reconstruction of facial features from the skull; an evaluation of its usefulness in forensic anthropology. American Journal of Physical Anthropology, 33, 221-8.
Лебединская Г.В., Балуева Т.С. (Редакция) Антропологическая реконструкция. – Москва,1991.- 189 с.
Neave, R.A.H. 1984. The skull from tomb II at Vergina: King Philip II of Macedon. Journal of Hellenic Studies., 104, 60-78.
Neave, R.A.H. 1989. Reconstruction of the skull and the soft tissues of the head and face of Lindow Man. Canadian Society of Forensic Science Journal, 22, 43-53.
Vanezis, P., Blowes, R.W., Linney, A.D., Tan, A.C., Richards, R. and Neave, R. 1989. Application of 3-D computer graphics for facial reconstruction and comparison with sculpting techniques. Forensic Science International, 42, 69-84.
Evenhouse R, Rasmussen M, Sadler L. Computer-aided forensic facial reconstruction. Department of Biomedical Visualization, University of Illinois, Chicago. 1992;19(2):22-8.
Ubelaker, D.H. and O’Donnell, G. 1992. Computer assisted facial reconstruction. Journal of Forensic Sciences, 37, 155-62.
Raoul J-L. Perrot avec Desbois Cl. & Mallet Cl. La méthode DMP de reconstitution faciale dans l’identification médico – légale. Paleobios / 1992 – Vol.8, n° 1-2
Wernecke, J. 1994. The Inventor mentor: programming Object-oriented 3D graphics with Open Inventor™ , release 2. New York: Addison-Wesley.
Nelson, L.A. 1995. The Potential Use of Computed Tomography Scans for the Collection of Cranial Soft Tissue Depth Data [M.Sc. dissertation, unpublished]. Sheffield: University of Sheffield.
Nelson, L.A. 1995. The Potential Use of Computed Tomography Scans for the Collection of Cranial Soft Tissue Depth Data [M.Sc. dissertation, unpublished]. Sheffield: University of Sheffield. 1995. The computer-aided facial reconstruction system. Forensic Science International, 74(1-2), 155-65.
Raoul J-L. Perrot. Use of Anthropological Methods in the Identification of Unknown Individuals : Human Remains and Armed Robbers. -4 th Meeting of the International Association of Forensic Sciences, 1996 , August 26-30, Tokyo, Japan.
Shahrom, A.W., Vanezis, P., Chapman, R.C., Gonzales, A., Blenkinsop, C. and Rossi, M.I. 1996. Techniques in facial identification: computer-aided facial reconstruction using a laser scanner and video superimposition. International Journal of Legal Medicine, 108(4), 194-200.
Perrot ( R.), 1997- Proposition de reconstitution faciale du macrocéphale de Pontoise. Méthodologie.Anthropologiques, déformations crâniennes artificielles : histoire, recherches et hypothéses . Musée de Pontoise, 1997 11 oct. – 23 nov., pp.29-30.
Лебединская Г. В. «Реконструкция лица по черепу (методическое руководство)». М.: Старый Сад, 1998.- 123с.
Wilkinson Caroline. Forensic Facial Reconstruction. – Cambridge University Press, 2004 – P. 290.
Wilkinson, C. Computerized forensic facial reconstruction: A review of current systems.
Forensic Science, Medicine, and Pathology 2005. 1, 3, 173-177.
Crocco, L.G., Brondi, G.O., Soares, A.T.C., Felipe, J.C., Evison, M.P. and Guimarães, M.A. (2008). LAF 1.0: implantação de um sistema imformatizado para laboratórios de antropologia forense. Medicina (Ribeirão Preto), 41, 17-23. [In Portuguese].
Araújo, R.T., Martin, C.C.S., Martinis, B.S., Evison, M.P. and Guimarães, M.A. (2008). Dados Médico-Legais sobre afogamentos na região de Ribeirão Preto (SP, Brasil): um passo para prevenção. Medicina (Ribeirão Preto), 41, 50-7. [In Portuguese].
Evison, M.P. and Vorder Bruegge, R.W. (2008). The Magna Database: A Database of Three-Dimensional Facial Images for Research in Human Identification and Recognition. Forensic Science Communications, 10(2)
Evison, M.P. (2009). Forensic anthropology and human identification. In Fraser, J. and Williams, R. (Eds.), Handbook of Forensic Science. London: Willan, pp. 84-112.
Mohammad, T., Xue, Y., Evison, M.P. and Tyler-Smith, C. (2009). Genetic structure of nomadic Bedouin from Kuwait. Heredity103, 425-433.
Guimarães MA, Soares-Vieira JA, Alves Da Silva RH, Evison MP. (2009). A standard procedure for accommodating forensic anthropological and genetic analysis of decomposing human remains from tropical climates. Forensic Science International: Genetics Supplement Series, 2, 165-6.
Evison, M.P. and Vorder Bruegge, R.W. (2010) (Eds.) Computer-aided forensic facial comparison. New York: Taylor and Francis.
Mallett, X.G.D., Dryden, I.L. and Evison, M.P. (2010). An exploration of sample representativeness in anthropometric facial comparison. Journal of Forensic Sciences, 55(4), 1025-31.
Evison, M.P. Dryden, I.L., Fieller, N.R.J., Mallett, X.G.D., Morecroft, L., Schofield, D. and Vorder Bruegge, R.W. (2010). Key parameters of face shape variation in 3D in a large sample. Journal of Forensic Sciences, 55(1), 159-62.