Статья 2
Идентификация черепа короля Франции Людовика XI и его супруги Шарлотты Савойской: Антропологическая картина в «королевском саркофаге» и историография о захоронении короля Людовика XI
© Сергей Александрович Горбенко
Институт и музей антропологической реконструкции,
Музей истории религии.
Львов. Украина
1. Выводы первого этапа исследования формулирование проблемы, план исследования:
Cогласно, произведенному автором краниометрическому исследованию черепов находящихся в «могиле Людовика XI и его супруги Шарлотты Савойской» в усыпальнице (склепе) базилики Нотр-Дам де Клери, в городе Клери-Сан-Андрэ, департамент Луаре, Франция,
Установлено:
1) череп, считающийся принадлежащим Шарлотте Савойской, без крышки, принадлежит мужчине в возрасте от 50 до 60 лет;
2) нижняя челюсть зеленого цвета, выставляемая на витрине как челюсть Шарлотты Савойской принадлежит другому мужчине в возрасте 60-65 лет.
3) Таким образом, нижняя челюсть и распиленный череп, выставляемый как, якобы, череп Шарлотты Савойской, принадлежат 2 разным лицам мужского пола. Т.е., так называемый «череп Шарлотты Савойской», представляет собой искусственно созданный черепной комплекс, который автор для удобства изложения именует «черепным комплексом Шарлотты Савойской». Распиленный череп из этого комплекса ниже мы назовем черепом № 1, нижнюю челюсть зеленого цвета – фрагментом черепа №2.
4) верхняя и нижняя челюсть, считающимися принадлежащими Людовику ХІ, принадлежат женщине с крупной нижней частью лица и выступающим вперед подбородком с хорошо сохранившимися на момент смерти зубами, единственный зуб с хорошей белой эмалью можно приблизительно датировать по степени стертости на 45-50 лет. Для удобства исследования мы будем называть верхнюю и нижнюю челюсти этой женщины фрагментом черепа № 3.
5) крышка черепа, считающаяся крышкой черепа Людовика ХІ, принадлежит мужчине в возрасте от 60 до 70 лет. В нашем исследовании эту крышку черепа мы назовем фрагментом черепа №4.
6) Из заключения пунктов 4,5, следует, что череп, выставляемый в Клери как череп Людовика XI, также представляет собой искусственно созданный черепной комплекс, который для удобства изложения материала автор именует как «черепной комплекс короля Людовика XI». Реально так называемый «череп Людовика XI» (он же в самом деле «черепной комплекс короля Людовика XI») состоит также из искусственно объединенных вместе на витрине фрагментов от черепов двух персон разного возраста и пола: женщины 45-50 лет и мужчины 60-70 лет.
7) две скуловые кости и два фрагмента зеленого цвета, обнаруженные нами в саркофаге короля принадлежат еще одному мужчине. Автор допускает возможность контакта этих скуловых костей с нижней челюстью зеленого цвета (от черепа № 2). Нельзя исключить возможности, что обе эти кости принадлежат тому же индивиду, что и нижняя челюсть зеленого цвета (череп №2). Однако, на тот момент, не имея других фактов, автор допускал существование еще одного черепа зеленого цвета.
8) нижняя челюсть и остальные кости зеленого цвета могли длительное время находиться между собой в контакте или в контакте с материалом одинаковой химической природы.
8) таким образом, в саркофаге взрослого в королевской усыпальнице базилики Нотр-Дам де Клери находятся останки голов как минимум четырех взрослых особ: Из них мужчины –
1) череп, считавшийся черепом Шарлотты Савойской, возраст от 50 до 60 лет,
2) скуловые кости зеленого цвета,
1) нижняя челюсть от комплекса Шарлотты Савойской зеленого цвета;
То есть или 3 лица мужского пола, или 2-е мужчин (в случае если скуловые кости зеленого цвета и нижняя челюсть зеленого цвета принадлежат одному лицу)
Одна женщина, которой принадлежат верхняя и нижняя челюсти, выставляемые как челюсти короля Людовика ХІ.
Крышка черепа принадлежит человеку в возрасте от 60 до 70 лет, пол по крышке на описываемый момент исследования 29.08.02 установлен не был., но последующими исследованиями было доказано, что крышка черепа принадлежит лицу мужского пола.
Суммируя вышеизложенное, автор заключает, что черепа «короля Людовика XI и его супруги» представляли фрагменты от черепов как минимум 4 разных индивидуумов. Из них 3 мужчин, и 1 женщина.
Кроме того, в витрине был расположен второй шейный позвонок подписанный как «Tanneguy du Châstel» «Танги дю Шатель». Т.е. всего на витрине в «саркофаге короля Людовика XI» находились останки голов 5-ти персон, как минимум.
Как уже указывалось в первой статье автора (смотри «Moyen Age» № 29, июль, август 2002), перед нами встала задача идентификации черепа короля Людовика XI и его супруги Шарлотты Савойской.
Для этого автор обратился к доступным историографическим источникам с целью изучить объективные исторические данные рассказывающие об обстоятельствах смерти и похорон Людовика XI и Шарлотты Савойской.
Имеющиеся в нашем распоряжении данные о времени смерти и месте погребения короля Франции Людовика ХІ.
Согласно общепризнанным данным [2,35] в отличие от большинства других французских королей, избравших местом своего погребения базилику Сан-Дени в 5 км на север от Парижа (рис.2), Людовик ХІ распорядился похоронить себя в базилике Нотр-Дам-де Клери (рис.3).
Местом его погребения она избрана еще в 1457 году*, когда Людовик начал готовить ее как место королевского погребения – как королевскую капеллу [4, 21,33]:
«Loys, par le grâce de Dieu roy de France, scavouir faisons à tous présens et advenir, comme de notre jeune aage nous aions entre autres églises de notre royaume une très singulière dévotion à celle Notre-Dame-de-Cléry, pour ce que, quand nous y avons eu recours, nous avons trouvé et cogneu que Notre-Seigneur Jésus-Christ, par l’intercession de la glorieuse Vierge Marie, en l’honneur de laquelle est fondée ladite église, nous a pourveu et donné remède en noz affaires, par quoy aions esleue notre sépulture en icelle églize, et , pour ces causes et autres justes et raisonnables à ce nous mouvans, délibéré augmenter et accroistre ladite églize de Cléry et nos chers et bien aimez les doyen et chappitre d’icelle, tant en rentes et revenuz comme en privilléges, honneurs et prérogatives et autrement, ainsy que sont autres églizes de notredit royaume ausquelles noz prédécesseurs roys de France ont leur spéciale dévotion…» (Курсив мой – С.А.Г.).
О решение о приготовлении в Клери своей усыпальницы свидетельствуют так же строки из писем Людовика XI:
«en consideration à ce que nous avons eslu et eslisons par ces présentes nostre sepulture en ladicte église collégiale de Cléry …»[15, 34].
С 1456 года как свидетельствует Жак Ерс с ссылкой на исторические источники [15] Людовик ХІ, тогда еще дофин, принимает активное участие в реставрации разрушенной в 1428 году английскими войсками базилике Нотр-Дам -де Клери. Позже в 1457 он принимает титул монаха базилики Нотр-Дам – де Клери, часто приезжает в Клери-Сан-Андрэ, готовит королевскую капеллу [21]. А незадолго перед смертью в 1481 делает конкретные распоряжения относительно памятника на своей могиле. Так согласно, желанию короля на каменном постаменте над его могилой (каменной тумбе – «au bouat de la tombe de pierre» [16, 36, 24] из меди должна быть изготовлена его скульптура, изображающая его в виде простого рыцаря в охотничьем костюме, с мечом на боку, коленопреклоненном перед образом Святой Богородицы Клери, руки сложенные в молитве на груди. Интересны еще две детали распоряжения короля относительно этой скульптурной композиции, а именно: Людовик хочет чтобы сбоку от его фигуры был изображен его любимый охотничий пес и просит изобразить его с не утраченными волосами на голове, каким он был в молодости [24].(рис.5).
Т.е. это указание короля косвенно указывает, что, очевидно, в зрелом возрасте он облысел. Памятник должны были исполнить мастера Жан Фуке и Мишель Коломбе (Jean Fouquet et Michel Colombe). Предание говорит о том, что этот памятник из меди существовал. Сохранился даже его средневековый рисунок – проект (рис.5), однако, памятник был разрушен и уничтожен после смерти короля либо во время нападения бургундских войск на Клери-Сан-Андрэ, либо во время религиозных войн, когда войска принца Кондэ 16 cентября 1563 года заняли Клери-Сан-Андрэ[26]. Если про нападение бургундцев нет достаточно точных и исторически достоверно зафиксированных описаний, а больше легенд и преданий (свидетельство Гектора Дефрише и Жанны Дебюрэ [31], то разрушение и ограбление базилики во времена религиозных войн в 1563 [26] зафиксировано в исторических документах [20, 26].
Не исключено, что именно во время этих событий в 1562 году была уничтожена или похищена статуя короля. Кроме художественной и исторической ценности эта статуя имела еще одно важное значение, она фиксировала точное место погребения короля. По видимому, именно с этой целью, королевская администрация во время правления Людовика ХІІІ позаботилась поставить новый памятник в ноябре 1617-1622 года работы скульптора и архитектора Мишеля Бурдана .
Согласно свидетельству Филиппа де Коммина король Людовик ХІ умер в субботу в последний день августа 1483 года в дю Плесси в восемь часов вечера, после болезни, начавшейся в понедельник [8](рис.5).
Луи Жарри со ссылкой на де Коммина (Edit . de Mlle Dupont, t.II, p.249) сообщает, что после 8 дней отпевания в церкви тело короля Людовика ХІ было погребено в базилике Нотр-Дам де Клери 7 сентября 1483 года без особой торжественности «sans grande pompe» [25]. При этом, однако, исследователи, тщательно изучавшие биографию Людовика ХІ отмечают, что все документы, где регистрировались похороны день в день за 1483 год исчезли, « не осталось ничего, ни приглашений, ни распоряжений, ни квитанций к оплате, ни разрешений» указывает Жак Ерс [ 16]
У Ф. де Коммина нет тоже никаких описаний процедуры похорон короля [ 8].
Что касается конкретной локализации могилы Людовика XI в базилике, то, как указывает Луи Жарри , после решения подготовить в этой церкви свою могилу, Людовик XI хоронит там нескольких своих умерших во младенчестве детей.[22]. Возле могилы , приготовленной для одного из них, в последствии, король и строит склеп, куда будет поставлен его саркофаг. Автор счел нужным собрать всю ему доступную информацию об обстоятельствах смерти и похорон маленьких детей короля Людовика XI. Здесь она приводиться ниже.
Информация о принцах – детях Людовика XI и Шарлотты Савойской, умерших во младенчестве
Согласно общепринятым данным, приводимым I. Gobry [ 13] у Людовика XI и Шарлотты Савойской было семеро детей: четверо из них умерли во младенчестве: Иоахим, двое мальчиков и девочка (Луиза), трое детей: Анна Французская (1461), Жанна Французская (1464) и дофин Карл (будущий Карл VIII) (1470) наследовали своих родителей.
По свидетельству приводимому Луи Жарри [22] в 1458 Людовик XI хоронит в королевской усыпальнице в Клери одного или двоих своих сыновей: Луи и Иоахима. Однако, как указывает Л.Жарри Луи умер в 1458 году, а Иоахим в 1459 году. Никаких документов, подтверждающих похороны Луи и Иоахима в Клери, Луи Жарри не приводит. Единственный документ, на который он ссылается это королевская хартия от 8 июня 1547 года[7 ]. В этом документе указано имя умершего принца – Луи.
Жан Фавье в фундаментальном труде «Louis XI», 2001 г.и. указывает, что 27 июля 1459 года в Немюре родился первенец дофина Людовика Иоахим [9], ребенок прожил только 4 месяца (умер 29 ноября 1459 года) пишет Ж. Фавье [10]. Место захоронения первенца Людовика XI Ж. Фавье не указывает.
Эта информация полностью подтверждается и у Жака Ерса [19] и Пьерра Шампиньона [ 5], который однако указывает, что принц Иоахим родился в Genappe. Оба эти исследователя, как и Жан Фавье ничего не сообщают о месте погребения первенца Людовика XI и Шарлотты – Иоахима, и совершенно ничего не говорят о другом сыне по имени Луи.
Зато Иван Гобры, указывает, что принц Иоахим родился 15 июля 1459 года в Genappe и умер 4-ре месяца спустя и похоронен в кафедральном соборе de Halle, недалеко от Genappe, где молодой Людовик XI был одним из серьезных пожертвователей «qui bénéficie par ailleurs des pieuses donations du dauphin» [ 12 ].
Анализируя и суммируя полученную информацию мы получаем достаточно точные данные о маленьком сыне Людовика Иоахиме. Ребенок родился 15 (27 – возможно разница в стилях времени – С.А.Г) июля 1459 года и умер 29 ноября 1459 года, похоронен он, очевидно, в области, где рожден: или Немюр или Генаппа, но точно, не в Клери.
Таким образом, опираясь на имеющиеся данные о принце Иоахиме, автор считает, что информация Луи Жарри о захоронении первенца Людовика XI в 1459 году в Клери неверна, информация же о рождении и похоронах в Клери сына Луи, ненадежна и не подтверждается другими исследователями.
Кроме Иоахима, в младенческом возрасте у Людовика умерло еще двое сыновей. Обеих звали Франсуа. 4 декабря 1466 года родился первый мальчик, которого в честь своего друга Франческо Сфорца король назвал Франсуа, ребенок умер 4 часа спустя.[ 28, 11]. Место рождения и погребения исследователи не указывают. Однако, не вызывает сомнения, что ребенок умерший сразу после рождения, скорее всего был похоронен невдалеке от замка, где родился. Поэтому, за отсутствием документов о месте рождения и захоронения новорожденного Франсуа, мы воспользовались информацией о местонахождении короля и его семьи в 1466 году.
Как оказалось, в 1466 году Людовик XI находился в герцогстве Орлеанском, разъезжая со двором от города к городу, от замка к замку. С ним следовала его семья. Король останавливался в Орлеане, Мёнге, Шатодане, посещал церковь Сан-Аньян (Saint-Aignan) и Нотр-Дам –дю-Шеман (Notre-Dame-du-Chemin). Из Мёнга, указывает Жак Ерс, король осуществил пешее паломничество в Клери. [ 15]. Жак Ерс здесь ссылается не на документ, а на работы E.Bimbenet, Histoire de la ville d’Orléans, t.2, Orleans, 1885 и известную работу L. Jarry, Histoire de Cléry, pp.171 pp. Во всяком случае, исключить похороны этого ребенка именно в базилике Нотр-Дам-де-Клери нельзя, хотя прямых свидетельств нет.
В 1473 году в возрасте 10-ти месяцев умер еще один наследник Людовика XI – Франсуа (1472-1473), герцог Беррийский [ 13]. Именно для него считает Луи Жарри [22] было приготовленно место погребения в центре базилики, которое король Людовик XI в последствии предоставил для своего шамбеллана – Танги дю Шателя, погибшего в 1477 году и похороненного там же (рис.6). Именно, локализация могилы Танги дю Шателя, таким образом, согласно существующей во Франции традиции, [32] указывает на место, королевского погребения. Так как, выглядит естественным, что король готовил свою усыпальницу возле могилы, приготовленной для своего сына. Об этом никто из исследователей, четко не пишет, но это как бы подразумевается.
Однако в глаза бросается слишком длинный промежуток времени между смертью Франсуа, герцога Беррийского – 1473 год и 1477 годом – годом смерти и похорон Танги дю Шателя. Получается, что почти 4 года посреди церкви пустовала вырытая предварительно могила. Из известных исследователей – биографов короля Людовика XI, только I.Gobry пишет о том, что сын короля Франсуа, герцог Беррийский, умерший в 1473 году похоронен в базилике Нотр-Дам-де-Клери, при этом документальных источников, на которые он опирается, ученый не приводит [14].
Таким образом, тот факт, что Людовик ХІ был погребен именно в базилике Нотр-Дам де Клери 7 сентября 1483 года, подтверждается многими исследователями со ссылкой прежде всего на приведенные выше документы.
Указание же о точном месте его могилы базируется:
1) на месте расположения памятника работы Мишеля Бурдана [ 23, 30 ] ;
2) свидетельству кюре базилики Нотр-Дам де Клери Луи Саже, обнаружившего в 1889 году могилу Танги дю Шателя и после нее королевскую усыпальницу;
3) и изучения этой усыпальницы и останков 2-х персон в 1887-1889 гг. историком Археологического общества Орлеана Луи Жарри, врачом г. Клери Сан-Андрэ Дюшато и анатомом из Орлеана, имя которого не приводиться у Л. Жарри [27, 32].
Имеющиеся в нашем распоряжении данные о времени смерти и месте погребения королевы Франции Шарлотты Савойской, второй супруги Людовика ХІ.
В отличие от ограниченных сведениях о погребении Людовика, обстоятельства погребения его супруги Шарлотты Савойской описаны достаточно точно и тщательно. Она умерла через три месяца после смерти своего мужа 1 декабря 1483 года в Амбуазе. Ее сын Карл и принцы крови дали детальные распоряжения, касающиеся ее похорон: относительно одежды, заказы на воск для свечей, экипаж для перевозки тела, назначены сопровождающие лица, заказаны мессы в церквях с точным указанием их количества и т.п.[ 17, 1].
Вначале тело королевы было перенесено в церковь Сан-Флорентан в Амбуазе (рис.7 – фото церкви Сан-Флорентан), где начиная со второго декабря по десятое декабря его отпевали : 44 мессы – 2 декабря, и по 32 мессы последующие 5 дней, 3 большие мессы и 8 месс основных в церкви Сан-Дени в предместье города, специальные мессы в церквях Сан-Сатурнан де Вьен, в предместье Блуа, 11 декабря в церкви Сан-Лоран де Ган и 14 декабря 161 месса в Нотр-Даме де Клери.[18]. После указанных выше достаточно точных сведений о похоронах королевы специалисты не приводят ни одного точного документа- свидетельства: что королева Шарлотта была похоронена именно в Нотр-Дам де Клери.
Ф. де Коммин вообще не пишет о смерти и похоронах Шарлотты де Савуа [ 8].
Пьер Шампиньон ограничивается описанием семейных отношений Людовика и Шарлотты и заканчивает рассказ о ней упоминанием ее двух маленьких детей Франсуа и Карла [6 ].
Пол Мюрэй Кендалл указывает только дату ее смерти- 1 декабря [29].
Иван Гобрый тоже указывает только дату ничего не конкретно о месте погребения [14].
Луи Жарри очень много и подробно пишущий о могиле Людовика и Шарлотты, приводящий в отношения времени и места погребения короля, хотя бы скупые данные, говорит о факте нахождения могилы Шарлоты в Нотр-Дам де Клери как об общеизвестном и не приводит ни единого документа, указывающего, что 14 декабря 1483 году королеву похоронили в базилике Нотр Дам де Клери, и где именно. Не уточняет документами этот факт и Жан Фавье.
Только Жак Ерс дает максимальный объем информации о смерти и обряде отпевания, но когда вопрос заходит о месте окончательного погребения, строго корректный в своих утверждениях Жак Ерс останавливается, он ничего не пишет. Не указывая ни одного серьезного документа ученый не берется указывать такой факт точно. Он пишет косвенно о факте королевских похорон в Клери и все. [17, 18].
Таким образом, можно сделать вывод, что мнение о нахождение могилы Шарлотты Савойской в Клери сложилось в научных кругах и у общественности в следствии скорее логического умозаключения, чем на основе строгих исторических фактах и свидетельствах. Вполне логично будет предположить, что если есть документальные свидетельства, что принц Франсуа, умерший в возрасте 10 ти месяцев в 1473 году, и муж король Людовик ХІ, умерший в последний день августа 1483 года похоронены в предварительно приготовленной! королем могиле, то и жена и мать будет похоронена там же, особенно учитывая наибольшее количество месс именно 14 декабря и именно в Нотр-Дам де Клери.
Однако, следует все же признать, что факт заупокойных месс – это только факт заупокойных месс, это может быть свидетельством, но все же даже вместе с другими изложенными раннее соображениями скорее косвенным.
Поэтому наиболее серьезным фактом, свидетельствующим о нахождении тела королевы в Нот-Дам де Клери есть факт обнаружения в 1889 году Луи Саже в нынешней королевской усыпальнице, расположенной возле могилы Танги дю Шателя в саркофаге останков двух человек, мужчины и женщины, в последствии изученных доктором Дюшато и анатомом из Орлеана.
С момента признания этих останков идентичными Людовику ХІ и Шарлотте Савойской факт нахождения королевского погребения и останков королевской пары в Нотр-Дам де Клери считался установленным. Однако, наличие противоречий в антропологической картине погребения и отсутствие надежных документальных доказательств в исторических источниках о расположении конкретного места могилы поставило задачу идентификации как королевских останков так и места погребения Людовика XI.
Выводы и задачи исследования:
I. После объективного антропологического исследования черепов в «королевском саркофаге», изучения данных историографии нами установлено, множество фактов ставящих под сомнение принадлежность «могилы Людовика XI» в базилике Нотр Дам де Клери действительно реальному месту королевского погребения. Ниже автор приводит полный список выявленных противоречий или аргументов против достоверности места погребения короля Людовика XI в Клери Сан Андре. Эти же противоречия ставят под сомнение и идентичность останков королевской четы (Людовика XI и его супруги Шарлотты Савойской). Итак, аргументы против:
1) Останки от голов 4-х человек, находящиеся, якобы в «королевском саркофаге» явно искусственный характер их смешивания в 2 черепных комплекса, ставит под сомнение принадлежность описанных черепов королю Людовику XI и его супруге Шарлотте Савойской.
2) Отсутствие прямых фактических свидетельств и доказательств о захоронении королевской четы в Клери Сан Андре.
3) Отсутствие документально подтвержденного места расположения королевской усыпальницы, факт отсутствия документальных свидетельств XV века о дне погребения короля, отсутствие четко зафиксированного места погребения короля,
4) Нелогичность нахождения двух скелетов для взрослого в саркофаге для одного взрослого человека.
5) Факт нахождения в «королевской усыпальнице» малого саркофага для ребенка противоречит историческим данным о захоронении в Клери детей короля Людовика XI. В исторических источниках нет ни одного указания, что король Людовик хоронил своих детей в склепе, первоначально построенном для себя.
6) Кроме того, малый саркофаг рассчитан на ребенка среднего детского возраста, а не на младенца. Дети короля Людовика XI, возможно похороненные в Клери, умерли в младенческом или в грудном возрасте.
II. Несмотря на обнаруженные факты несоответствия, автор исследования ни в коем случае не исключал вероятности принадлежности останков одного из троих черепов королю Людовику ХІ и возможности для двух скелетов взрослых особ быть скелетами короля и королевы. Поскольку раннее нами были приведены все факты противоречий и несоответствия этой информации, при объективном анализе мы должны также учесть положительные факты и информацию свидетельствующие в пользу нахождения останков Людовика ХІ в базилике Нотр-Дам де Клери. Итак, аргументы «за»:
1) приготовление Людовиком ХІ еще при своей жизни места своего погребения в базилике Нотр-Дам- де Клери, которую начали реставрировать непосредственно с его финансовым участием, «как королевскую капеллу» еще в 1456 году**.
2) факт нахождения в базилике большой усыпальницы.
3) зафиксированное документально непосредственное внимание всех последующих монархов Франции именно к базилике Нотр-Дам де Клери, как к месту захоронения своего предка и предшественника короля Людовика ХІ.
4) распоряжение королевской администрации Людовика ХІІІ о реставрации могилы Людовика ХІ и создания памятника в замен исчезнувшего.
5) наличие среди изученных нами черепов в королевском саркофаге одного горизонтально распиленного черепа и крышки от второго горизонтально распиленного черепа, известно, что именно во времена Людовика ХІ при его непосредственном покровительстве врачам во Франции разрешалось препарировать трупы и обычай распиливать черепа для приготовления тела знатных персон к обряду отпевания был очень распространен [3]. Тогда как уже во времена наследников Людовика ХІ — Карла VIII и Людовика XII этот обычай уходит в прошлое.
С целью получить более надежный фактический материал, автором были обследованы полностью содержимое большого и малого саркофага, расположенных в «королевской усыпальнице, свидетельства Луи Саже, первого открывшего в 1889 году двойное погребение в саркофаге для взрослого. О полученных результатах автор расскажет в следующей публикации.
Библиография:
- A.N., K.K.69, comptes de l’Hôtel de Charlotte de Savoie Ibid. , f°s 29v°,166v°,123, 134 à 147,150.
- Pascal Arnoux. Histoire des Rois de France et des chefs d’Etat (De Clovis à Jacques Chirac), Rocher, 2001, — Page.239.
- Michel Billlard et Christian Simon. L’os révélateur d’habitude culturelle// Les hommes du Moyen Age/ / Dossiers d’archeologie N°208, 1995 – Page. 32-33.
- «Carta pro decano et capitulo Nostre domine Cleriacy»-Bibl. nat., ms. fr. 20497, f º 8r.
- Pierre Champion. Le roi Louis XI, Flammarion, 1936 , – Page. 80.
- Pierre Champion. Le roi Louis XI, Flammarion, 1936 , – Page. 79-81.
- La charte royale du 8 juin 1547 donne le nom de Louis (Arch. nat. , K 178, nº17).
- Philippe de Commynes. Mémoires, Le livre de poche. Brodard&Taupin, Paris, 2001, -Page. 478.
- Jean Favier. Louis XI, Fayard, 2001,- Page.57, 942.
- Jean Favier. Louis XI, Fayard, 2001,- Page.,172, 179, 775.
- Jean Favier. Louis XI, Fayard, 2001,- Page.57, 68, 775, 776.
- Ivan Gobry. Le séjour du Genappe // La Fuite en Bourgogne/ Louis XI . La force et la ruse. 1423-1483, Talladier-Historia, 2000, – Page 29.
- Ivan Gobry. Le Roi en famille/ Louis XI . La force et la ruse. 1423-1483, Talladier-Historia, 2000, – Page 41.
- Ivan Gobry. Le tombeau de Cléry / La mort / Louis XI . La force et la ruse. 1423-1483, Talladier-Historia, 2000, – Page 133.
- Jacques Heers. Louis XI. Le métier de roi. Perrin, 1999. – Page.335.
- Jacques Heers. Louis XI. Le métier de roi. Perrin, 1999. – Page.338.
- Jacques Heers. Louis XI. Le métier de roi. Perrin, 1999. – Page.339
- Jacques Heers. Louis XI. Le métier de roi. Perrin, 1999. – Page.340.
- Jacques Heers. Louis XI. Le métier de roi. Perrin, 1999. – Page.366.
- Histoire du diocèse et de la ville de Chartres, t. IV, p. 37.
- Louis Jarry. Histoire de Cléry et de l’église collégiale et chapelle royale de Notre-Dame de Cléry. Orléans, H. Herluison, 1899.-Reédition à 2001. – Page 119-121.
- Louis Jarry. Histoire de Cléry et de l’église collégiale et chapelle royale de Notre-Dame de Cléry. Orléans, H. Herluison, 1899.- Reédition à 2001.- Page 150-151.
- Louis Jarry. Histoire de Cléry et de l’église collégiale et chapelle royale de Notre-Dame de Cléry. Orléans, H. Herluison, 1899.- Reédition à 2001. – Page 152.
- Louis Jarry. Histoire de Cléry et de l’église collégiale et chapelle royale de Notre-Dame de Cléry. Orléans, H. Herluison, 1899.- Reédition à 2001. – Page 167-168.
- Louis Jarry. Histoire de Cléry et de l’église collégiale et chapelle royale de Notre-Dame de Cléry. Orléans, H. Herluison, 1899.- Reédition à 2001. – Page 181.
- Louis Jarry. Histoire de Cléry et de l’église collégiale et chapelle royale de Notre-Dame de Cléry. Orléans, H. Herluison, 1899.- Reédition à 2001. – Page 236-243.
- Louis Jarry. Agnès de Savoie et François I.//Découverte des tombes de Marie d’Harcourt, femme du batard d’Orleans de Jean, leur fils et de François II et Louis I, ducs de Longueville, leurs petits-fils dans l’eglise de Notre-Dame de Cléry. // Mémoires de lasociété Archéologique et Historique de l’Orléans. Tome vingt-deuxième. Orléans, Paris, 1889 – Page 226.
- Paul Murray Kendall. Louis XI, Fayard, 1974, – Page .220,302 .
- Paul Murray Kendall. Louis XI, Fayard, 1974, – Page .437.
- Urbain Legeay, «Histoire de Lois XI» par Urbain Legeay, t.II, p.267. La transaction concernant une fondation pour Tanneguy du Châtel, faite à Cléry en 1511, – Arch. dép. du Loiret, fonds de Clery.
- Lucien Millet Notre –Dame de Cléry, 1993, Page : 104-105.
- Lucien Millet Notre –Dame de Cléry, 1993, Page : 109-111.
- Ordonnances, XVII pp. 48-51.
- Ordonnances, XVII, p.571, mars 1473.
- Rois et reines de France. Préface Jean Raspail. Texte Elisabeth Kirchhoff ; Molière, 1996,- Page 68-69.
- Vaesen et E.Charavay: Lettres de Louis XI, Sociéte de l’histoire de France, 11 vol., Paris, 1883-1909, t.I,p.j.n°C,p.354, lettre du 20 juillet 1461.